-Цитатник

Время не лечит... - (6)

Время не лечит... Время не лечит. Конечно не лечит, а утекает рекою забвения, новые люди, слу...

Очаровательные городки мира - (9)

Очаровательные городки мира!   К самым чудесным уголкам мира ведут не автострады,...

Имбирный чай - (0)

Если днем хочется спать, значит вам нужно приготовить этот чай!!! Готовим волшебный имбирный ч...

50 лайфхаков при правильном питании - (3)

50 лайфхаков при правильном питании. Полезная информация 50 лайфхаков при правильном питании. ...

Заливные пирожки - (4)

Заливные пирожки: не жду пока подойдет тесто и руки чистые Сегодня хочу поделиться рецепт...

 -Метки

15 малоизвестных фактов о бастилии 15 оригинальных предметов своими руками 20 необычных прикроватных тумбочек 22 идеи декорирования кирпичом на дачном участке brand history Очумелые ручки бастилия тюрьма во франции где находится без юмора никуда! даже на собеседование благоустройство дачи в саратове великая китайская стена воскресный позитив время не лечит стихи габионы на даче своими руками демотиваторы дизайн интерьера динозавры это достопримечательности саратова еврейские анекдоты женский юмор заработок в интернете играть в игровые автоматы онлайн играть в казино онлайн играть в онлайн казино игровой портал игровые автоматы игровые автоматы бесплатно онлайн интересные факты о динозаврах интересные факты о животных интересные факты о космосе интересные факты об антарктиде казино казино вулкан как выбрать подарок как выбрать подарок начальнику как заработать в интернете как сделать старую мебель лучше любой новой компьютерный ликбез комфортные условия для домашних питомцев креативный дизайн лучшие пляжи кипра лучшие сериалы 2022 года смотреть магазин подарков мозаичные бетонные плитки своими руками назад в ссср оригинальные идеи для дачного участка оригинальные подарки в саратове оригинальные полки в дизайне интерьера оригинальный подарок отдых на пхукете пирамида хеопса подарок мужчине поездка в саратов поздравления с 8 марта полезные советы применение камней на даче в декоративных целях простые лайфхаки с пищевой фольгой рассвет на других планетах римский колизей саратов саратов – город на волге системно-векторная психология юрия бурлана смешные картинки смотреть сериалы в hd качестве онлайн бесплатно смотреть турецкие сериалы стихи о женщине стихи о жизни субботний юмор удаленная работа узники бастилии человек в железной маске история что подарить начальнику что посмотреть в саратове экзотический отдых экологичный дом на воде эксклюзивный подарок экскурсии на пхукете юбилей юмор юмор в картинках

 -Видео

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Город Минск
Город Минск
22:00 21.04.2010
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Отпуск-2009 (Красноярск,Енисей)
Отпуск-2009 (Красноярск,Енисей)
23:26 25.07.2009
Фотографий: 8
Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
00:23 19.01.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Личные
Личные
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Стена

Лора_Кондрашова Лора_Кондрашова написал 07.11.2016 17:21:01:
Всё очень скромно, по-мужски и по деловому. Это женщины кто во что горазд!
Влад, ты меня вводишь всё в новые и новые формы общения. У меня такой стены нет...
Goodwine Goodwine написал 16.10.2016 13:13:54:
\"Величайшее счастье в жизни — это убежденность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.\" Виктор Гюго

 -Я - фотограф

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Goodwine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.01.2009
Записей: 6327
Комментариев: 54972
Написано: 73902


Смерть по-японски: традиции или национальная перспектива

Понедельник, 11 Ноября 2013 г. 23:32 + в цитатник
Среди патриотически настроенных японцев, влюбленных в историю собственного народа, особенно широкую известность и уважительное отношение заслужили легендарные 47 ронинов, которые, отомстив за смерть своего господина, должны были в 1703 г., по приговору властей, совершить над собой традиционный обряд самоубийства путем сеппуку. Из них выжил лишь один. На этом обряде следует отдельно остановиться, хотя бы потому, что термин харакири с некоторых пор, стал употребляться европейцами в самых разных значениях, нередко весьма удаленных от его истинного значения у себя на родине. Полагаем, что читателю, интересующемуся самоубийством, как явлением, будет совсем небезынтересно ознакомиться с историей происхождения, развития и воплощения в реальную жизнь ритуала сеппуку.

Сэппуку (харакири) – ритуальное самораспарывание живота являлось в течение нескольких столетий среди японцев наиболее популярным способом самоубийства. Это самый достойный вид смерти, согласно бусидо, ритуал, позволяющий наглядно продемонстрировать чистоту своих помыслов и намерений. Он оправдывает самурая перед небом и людьми. Точно так же, как искусству владения катаной, каждый самурай обучался с детства и благородному способу ухода из жизни. Существовали, также, способы детского и женского самоубийства (им полагалось не разрезать живот, а вонзать себе кинжал в сердце или просто перерезать себе горло, при этом они связывали себе ноги, дабы принять смерть в целомудренном положении). Женщине из сословия самураев следовало покончить жизнь самоубийством в случае смерти мужа или нарушения данного мужу слова. Для этого использовался ритуальный нож, который муж подарил в день свадьбы или отец на день совершеннолетия. Дословно слово харакири можно перевести, как "резать живот" (от "хара" – живот и "киру" – резать). Но, надо быть хоть немного знакомым с ментальностью японцев, чтобы предположить так часто встречающийся в традиционных терминах скрытый смысл. "Живот", "душа", "намерения", "тайные мысли" обозначаются одним иероглифом. Дзен учит что, основной, центральный жизненный пункт человека, то есть местопребывание жизни является не сердце, а брюшная полость. Отсюда тезис о том, что жизненная сила, расположенная в животе и занимающая как бы срединное положение по отношению ко всему телу, способствует более уравновешенному и гармоничному развитию человека.

Имеются работы европейских авторов, которые пытаются отождествить японское понимание категории "душа" с аналогичными понятиями у древних греков (называвших вместилищем души – психэ – грудно-брюшную преграду) и у древних иудеев (древнееврейские пророки говорили о местопребывании души в кишечнике). Такая точка зрения представляется весьма занятной, хотя "хара" в японском смысле совсем не означает эквивалент "души" в европейском понимании. Скорее, уместно говорить о чувствах и эмоциях. В лексиконе у японцев имеется неимоверное количество расхожих выражений и поговорок о "хара": призывая к откровенности, говорят: "хара о ваттэ ханасимасё" – "давайте поговорим, разделяя хара", то, есть "давайте поговорим, открыв наши животы" или выражения: "харадацу" (подняться к животу, рассердиться); "харагинатай" (грязный живот, подлый человек, низкие стремления) и т.д. Под "искусством хара" (живота) – "харагэй" понимается процесс общения людей на расстоянии при помощи интуитивной связи, а также взаимопонимание при помощи намёков. Как видно из этих примеров, японцы склонны рассматривать живот, в качестве внутреннего источника эмоционального существования. Таким образом, вскрытие живота (сеппуку) представляет собой открытие самых сокровенных и истинных намерений, а также служит неопровержимым доказательством чистоты помыслов и устремлений.

Самоубийство в ЯпонииВполне допустимо предположить, что харакири, как характерное явление японской культуры, пришло в Страну Восходящего Солнца от соседних культур Восточной Азии или Сибири, в которых ранее имели место обрядовые действия, сходные и чем-то отдалённо напоминающие по своей сути ритуал сэппуку. Они могут быть отнесены к более раннему времени, чем собственно харакири. Это наблюдение и дает возможность сделать предположение о том, что обряд вспарывания живота в ранний период истории народов Дальнего Востока имел более широкое распространение и был заимствован у них древними японцами, имевшими контакты с представителями этих народов.

Древние айны (племена, населявшие японские острова) практиковали взрезание брюшной полости ("пере") имевшее оттенок жертвенности и весьма напоминавшее японское харакири, которое представляло собой, скорее, своеобразный вид пассивного протеста и совершалось не из отчаяния. В лексиконе айнов было слово "экоритохпа", означающее "принести в жертву инау", или буквально – "изрезать живот". У народов Дальнего Востока: айнов, нивхов, орочей, японцев существовал такой культ заточенных палочек (длинных стружек) – инау, по японски: "гохэй" или "нуса" – своеобразных посредников между миром людей и "верховных божеств" земли и воды. Именно они могли принести человеку счастье и благополучие в жизни, спасение от стихии и всевозможных несчастий, удачу в охоте или рыбной ловле и т.д.

Инау использовались в культовых действиях – при жертвоприношениях божествам и духам в качестве обмена или платы за что-либо, при похоронах и праздниках. В каждом жилище для них отводили особое место. Перед применением инау проходили обряд освящения шаманом. В данном контексте, для нас представляют несомненный интерес факты, свидетельствующие о принесении людей в жертву, имевшем место в древней Японии. Сведения о них содержатся в японских хрониках. Среди других, наиболее часто упоминались жертвоприношения божествам воды и рек. Там же можно встретить сведения о погребении людей живыми вокруг могил императоров (могил господ), в фундаментах мостов, замков, искусственных островов и т.д. Подобные жертвы именовались "хито басира", т.е. "человек-столб". В более поздние времена человеческие жертвоприношения были заменены изображениями "канэ-хито-гата" (в виде человеческой фигурки из металла) и "микимари", предназначенных для божеств рек и воды ("Энгисики"). Все это наводит на мысль о том, что первоначально "пере" был добровольным актом жертвоприношения, в качестве очистительной жертвы, или насильственного. Гипотеза о человеческих жертвоприношениях в прошлом вполне может быть подтверждена фактом антропоморфности (человекоподобия) некоторых инау, например, морского инау (атуй-инау) – заструженной палочки, бросаемой айнами в воду во время бурь в виде жертвы божеству моря, в которых различали следующие части: голову с макушкой, волосами и ушными кольцами из заструженных верёвочек; шею; руки; туловище, на котором отдельно различается передняя сторона с волосами, зарубками "как выражением разрезания живота" и коротенькими застружками, "идущими от зарубок вниз и вверх и выражающими отворочение вверх и вниз мягкие части передней стенки живота". Нельзя не согласиться с тем, что подобные части инау красноречиво говорят в пользу гипотезы об их происхождении от человеческих жертвоприношений. Сейчас уже вряд ли возможно определенно сказать, распространялись ли обряды, связанные с брюшной полостью вместе с носителями определённых культур или существовали параллельно, развиваясь независимо друг от друга и по какой именно линии шло их развитие. Однако, как бы там ни было, окончательного завершения эти представления и обряды достигли только на японской почве, превратившись в торжественное действо по вскрытию живота – обряд харакири, который возник позднее, в среде населявших северные провинции народов, воевавших против айнов. Именно они впоследствии и сформировали сословие японских воинов, пребывавших в неусыпной боевой готовности и не расстававшихся с оружием – средством как для ведения войны, так и орудием самоубийства. Эпоха Хэйан (IX-XII), как свидетельствуют многочисленные исторические артефакты, стала для сэппуку знаковой, хотя и не сделала еще обряд массовым явлением. Она превратила его в обычай буси, при котором они кончали жизнь самоубийством, погибая от собственного меча. И лишь в конце XII в, во время борьбы за власть двух могущественных родов Тайра и Минамото самоубийства путём харакири получили широкое распространение у самураев, делавших себе сэппуку, не желая сдаваться в плен или в случае смерти своего господина.

Самоубийство в ЯпонииОдной из, так сказать, разновидностей сеппуку было "оибара", или "цуйфуку" ("самоубийство вслед") – харакири вслед за смертью господина.

В древней Японии, как и во многих других древних культурах (Египет) существовал обычай "дзюнси", когда вместе со знатным человеком погребались его ближайшие слуги, предметы быта и роскоши и т.д., с тем, чтобы обеспечить его всем необходимым в загробном мире. И, вот, несколько позднее, из соображений гуманности, для избавления людей от мучительной смерти при захоронении заживо, им разрешалось самоубийство на могиле их хозяина. А еще позднее, в начале нашей эры, Император Суйнин, согласно преданиям, вообще запретил дзюнси, а слуг, хоронимых вокруг вместе с господином вокруг его могилы ("хитогаки" – "ограда из людей"), приказал впредь заменять антропоморфными фигурами из глины. При этом, следует сказать, что обычай смерти вслед за сюзереном, все же, сохранялся и в феодальное время, приобретя, правда, уже, достаточно хорошо известную нам форму добровольного харакири на могиле феодала.

Бусидо предписывал самураю ни во что не ставить свою жизнь, целиком и полностью отдавая себя служению своему господину, поэтому-то смерть сюзерена и влекла за собой многочисленные случаи оибара. Обязательство "отдавать свои тела господину по его смерти", приводило к тому, что слуги феодала умерщвляли себя, сделав сэппуку после его кончины. Здесь следует отметить, что не только вассалы феодалов, но и сами даймё заканчивали так свой земной путь. До нашего времени дошли достоверные сведения, что в день кончины сёгуна Иэмицу (1651 г.) самоубийством покончили пять знатных князей из его окружения, которые не пожелали "пережить своего господина".

История междоусобных войн представляет собой период, когда харакири приобретает в сословии самураев массовый характер. Именно взрезание живота преобладает над другими формами суицида. Часто целью сеппуку было не попасть в руки врагов при поражении войск своего даймё, одновременно заглаживая свою вину перед господином за проигрыш в битве и таким образом уйти от позора. Сэппуку Масасигэ Кусуноки представляет прекрасный пример совершения харакири воином при поражении. Он по сей день остается одним из самых благородных примеров преданности долгу в японской истории. Проигравший сражение, Масасигэ и 60 его преданных друзей совершили обряд харакири.

Вслед за вскрытием брюшной полости, самурай тем же ножом перерезал себе и горло, чтобы прекратить мучения и быстрее умереть. Описаны случаи, когда буси или дайме обезображивали себе лицо, срезая выдающиеся его части одним мастерским движением танто или вакидзаси, для того, чтобы не дать возможности противнику использовать головы совершивших харакири в качестве доказательства своей "храбрости" и военного мастерства перед господином и снискать себе за эту ложь уважение и почёт самураев собственного клана. Так поступил Нитта Ёсисада, противостоявший роду Асикага. Он, чтобы не быть узнанным врагом, перед харакири изувечил себе лицо. Считается, что к такому способу прибегали лазутчики и шпионы, включая легендарных ниндзя, чтобы не быть опознанными и не дать возможность определить клан, к которому они принадлежали. Это, в свою очередь, препятствовало узнаванию нанимателя шпиона или заказчика диверсии и, таким образом, являлось частью военной хитрости, так часто используемой в междуусобных войнах средневековой Японии.

Самоубийство в ЯпонииЕще одним распространенным поводом для сэппуку было стремление предупредить наказание за поступок, недостойный чести самурая поступок, какую-либо оплошность или невыполнение приказа. В подобном случае обряд харакири совершался по собственному желанию или согласно решения родичей по клану.

Кроме того, харакири могло означать пассивный протест против несправедливости или служить средством для сохранения чести самурая (например, при невозможности совершения кровной мести), а также, в виде жертвы во имя идеи или при лишении возможности применения своих профессиональных навыков воина в составе дружины феодала (при утере вассалитета). Можно сказать, что в средние века, харакири являлось, практически, универсальным выходом из любого затруднительного положения, в котором оказывался самурай. Это приводило к тому, что самураи совершали харакири по самым незначительным и несущественным поводам. До нас дошел случай сэппуку двух самураев из окружения императорской семьи. Оба они сделали себе харакири после короткого спора из-за того, что их тати (придворные церемониальные мечи) случайно соприкоснулись во время шествия буси по дворцовой лестнице. В феодальное время обряд сеппуку стал настолько распространённым, что превратился в настоящий культ, почти манию, и причиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный повод.

Лёгкость, с которой самураи лишали себя жизни была обусловлена полнейшим пренебрежением к ней, воспитанным учением Дзен и культа смерти, создававшего вокруг прибегнувшего к сэппуку ореол мужества и делавшего его имя знаменитым не только среди оставшихся жить, но и в грядущих поколениях.
Сэппуку в современной Японии.

Традиция харакири, совершаемого добровольно, не ушла в небытие, вслед за суровыми буси средневековья. Она живет в Стране Восходящего Солнца и поныне, несмотря на то, что как юридическая мера наказания было официально отменено в 1873 г., вскоре после Реставрации Мэйдзи.

Самоубийство в ЯпонииОбщеизвестным фактом является прецедент, когда в 1895 г. десятки японцев, в том числе и военнослужащих, совершили сэппуку в знак протеста против возвращения завоеванных территорий Китаю. Когда скончался император Мэйдзи (1912 г.), генерал Ноги и его жена совершили «дзюнси» («junshi»; «убийство вослед»): в день похорон императора Мэйдзи генерал Ноги отправился во дворец и воздал последние почести своему императору. Вечером он вернулся домой, поужинал с женой и после захода солнца, когда пушечные залпы возвестили о том, что катафалк с телом императора проезжает через дворцовые ворота, генерал Ноги и Сидзуко сели напротив портрета императора, после чего Марэсукэ вспорол себе живот, а Сидзуко, одновременно с этим, вонзила себе в сердце кинжал... Рядом с телами осталось завещание Ноги, в котором были такие строки: «Я не могу более служить своему господину. Находясь в глубоком горе по причине его смерти, я решил окончить свою жизнь». На дворе стоял 1912 год, закончилась эра Просвещённого правления, положившая начало современной Японии, Японии – мировому лидеру в науке и технике. Также в конце Второй мировой войны многие японские солдаты и гражданские лица предпочли умереть, чем сдаться. В 1970 г. известный писатель Юкио Мисима и один из его последователей совершили публичное сэппуку в штаб-квартире Сил самообороны Японии после неудачной попытки провокации вооружённых сил на совершение государственного переворота. Мисима совершил сэппуку в кабинете генерала Канэтоси Маситы (Kanetoshi Mashita). Его кайсяку (секундант) был 25-летний Масакацу Морита (Masakatsu Morita), который трижды неудачно пытался отсечь Мисиме голову. Наконец, Хироясу Кога (Hiroyasu Koga) сумел совершить требуемое по ритуалу действо. После этого Морита попытался совершить сэппуку сам, однако нанесённые им раны были недостаточно глубоки, чтобы стать смертельными, поэтому он подал сигнал, по которому Кога обезглавил и его.
сепуку (371x240, 18Kb)
Рубрики:  Это интересно!


Процитировано 1 раз

IrishkaFranc   обратиться по имени Вторник, 12 Ноября 2013 г. 01:37 (ссылка)
Харакири, сеппуку, жуть какая-то! Понятно, почему у них высокий процент самоубийств - это у них в крови!
Ответить С цитатой В цитатник
Синий_лес   обратиться по имени Вторник, 12 Ноября 2013 г. 03:03 (ссылка)
Для меня они как инопланетяне. Непонятная мораль, непонятные нормы нравственности. В то время, как Ермак покорял Сибирь, япошки то ли из-за лени, то ли из-за недостатка храбрости не могли переплыть узенький пролив и занять Курилы. Так и остались на трёх квадратных сантиметрах.
Признаемся, так себе народец... )
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 13 Ноября 2013 г. 00:01ссылка
Синий_лес, ну не знаю, в 1931 году по-крайней мере маньчжурию у Китая отвоевали... Ну и нормы морали и менталитет, соответственно, у каждого свой. Запад есть Запад, а Восток есть Восток и вместе им не сойтись...
MargoZ   обратиться по имени Воскресенье, 17 Ноября 2013 г. 19:52 (ссылка)
Спасибо, интересная статья.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку