В жизни каждого студента всегда наступает то самое время, когда становится “мучительно больно за бесцельно прожитые” предыдущие месяцы учебы, за пропущенные лекции и прогулянные лабораторные работы. В мае месяце неодолимое желание учиться овладевает умами даже самых закостенелых лентяев.
Начинаются лихорадочные поиски конспектов и их выпрашивание у прилежных “ботаников”, проводивших невыносимо длинные зимние часы на лекциях и практических занятиях. Пробуждаются от спячки читальные залы библиотек, принимающие в свое чрево несчастных студентов. Молодая жизнь бурлит в пропахших древними фолиантами залах. Словом, начинается подготовка к сессии.
Одним из элементов ритуала подготовки к сессии и получения допуска к экзаменам является написание рефератов и докладов, которые требовалось сдать еще пару месяцев назад, но которые все время откладывались из-за более серьезных дел, как то: дружеские пирушки, развлечения, общение с компьютером, наконец. В эру докомпьютерного обучения несчастные “грызуны” гранита науки имели возможность восполнить отсутствие требуемого реферата несколькими путями.
Первый и самый мучительно-неинтересный способ состоял в том, что нужно было пойти в библиотеку, обложиться книгами и просто написать новый реферат. Ведь, что, собственно, такое реферат? Это краткое изложение содержания научного труда или литературы по заданной теме. Само слово “реферат” носит латинское происхождение и восходит к латинскому refero – сообщаю. Надо сказать, что студент, избравший подобный способ написания реферата воспринимался (да и сейчас воспринимается) своими собратьями по учебе двояко. С одной стороны, за проявленное трудолюбие он достоин немедленного присвоения звания героя, а, с другой стороны, “нельзя же до такой степени серьезно относиться к учебе”. “Оправданием” может служить только уж очень заковыристая тема работы, заданная особо “изощренным” преподавателем.
Второй способ, более близкий студенческой душе, заключался в поиске прошлогодних работ на созвучные темы и простом их переписывании. Достать же работы можно было, порыскав по знакомым старшекурсникам, или, упросив кафедрального лаборанта (или лаборантку – кому что проще…) отдать пыльные тексты прошлогодних работ из кафедральных архивов. Дальнейшие компиляции исходных текстов с целью сочинения “нового” реферата – дело техники.
Но, жизнь, к счастью, не стоит на месте. Появление компьютера позволило перевести творческий процесс написания рефератов на качественно новый уровень. Прежде всего, появилась возможность компьютерной верстки текста. Попросту текст стало возможным набирать на компьютере, а не писать от руки. Во-первых, это упростило процедуру оформления готовых работ и улучшило их внешний вид (который перестал зависеть от почерка автора), а во-вторых, (внимание!) сделало возможным их свободную передачу страждущим однокашникам. За эту идею ухватились владельцы BBS (Bulletin Board System – электронных досок объявлений), популярность которых начала расти вместе с ростом парка “персоналок” и распространением модемов.
Тем, кто не знает, что такое BBS, поясню, что электронная доска объявлений, доступ к которой возможен через модем по телефонной линии – это система, расположенная, как правило, на компьютере бескорыстного фаната вычислительной техники (часто прямо в обычной квартире). Поэтому звонить на BBS допустимо только в строго установленное время, а, дозвонившись, можно “скачать” что-либо полезное для себя из “добра”, хранящегося на “би-би-эске”, или обменяться ценной информацией с другими пользователями BBS.
В “доинтернетовское” время BBS были основным, если не единственным, неисчерпаемым источником различного рода программного обеспечения, игрушек и текстов. Обзвонив с десяток “досок объявлений”, удавалось обзавестись любым мыслимым и немыслимым “софтом”, описанием или программным “прибамбасом” для компьютера.
Так вот, владельцы BBS (или, как их еще иногда называют, “сисопы”, от английского “SYStem OPerator”) смекнули, что коллекции различного рода научных текстов и готовых рефератов могут оказаться весьма полезными для учащихся всех мастей. Стали появляться BBS, предлагавшие своим посетителям собрания готовых рефератов. Жизнь студенчества и прочей учащейся молодежи значительно облегчилась. Единственным недостатком было то, что BBS, как правило, имели “локальный” характер. То есть звонили на них преимущественно жители одного населенного пункта (какой же студент, будучи в здравом рассудке, станет звонить по “межгороду” на иногороднюю BBS…)
Как следствие, со временем стала возрастать вероятность того, что сданный на проверку реферат, уже был представлен другим сокурсником. От “сисопов” требовалось постоянное “вливание свежей крови” в свои коллекции…
Активное внедрение Интернета в жизнь и упрощение доступа к Сети решило и эту проблему. Появились сайты, посвященные рефератам. Поскольку они уже носили характер “всеобщности” и были открыты для доступа желающим со всего мира, то и вероятность пересечься с владельцем “своего” реферата уменьшилась. Тем более, что пополнение коллекций таких ресурсов осуществляется не только владельцами сайтов, но и силами самих посетителей, проживающих в различных городах нашей необъятной страны.